История лепного декора. От Древнего мира до современности

Архитектурный стиль — это совокупность характерных черт и признаков архитектуры.
Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон: назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции — формируют архитектурный стиль.

Еще статьи в рубрике Интерьерные решения от дизайнеров интерьера и производителей:

  • Шторы история, разновидности и типы

    При обустройстве квартирам шторам отводится последняя и одновременно почётная роль. Вешая шторы мы делаем, как бы, заключительный штрих в общей картине …

  • Ткань для штор и шторная фурнитура

    Если верить историческим хроникам, даже самые древние цивилизации могли похвастаться культурой ткацкого производства. Сначала люди использовали ткань только для изготовления одежды, …

  • Полезные советы по выбору штор, уход за шторами

    Правильно выбранные шторы или жалюзи могут скрыть недостатки отделки и преобразить квартиру. Поэтому при покупке «одежки» для окна необходимо учесть все: …

  • Аквариумы

    В последнее время дизайнеры стали серьезно рассматривать аквариум как полноправную составляющую жилища. Кроме того, что аквариум — это своеобразная форма проведения …

  • Остекление балконов и лоджий (законодательство, варианты остекления, основные материалы для работы).

    В нашей стране уже десятилетия продолжается тихое противоборство между властями и населением за право свободного остекления балконов и лоджий. Чем только …

  • Все что вы хотели знать о зимнем саде. Зимний сад в квартире, доме, офисе

    Не правда ли, хорошо прийти вечером домой, вытянуть ноги у бассейна и поужинать «в тени» фикусовых пальм? Это не кадр из …

Читайте также:  Обрешетка под сайдинг: виды и технология монтажа

Использование

Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре. Они могли служить в качестве декоративного элемента для вертикального членения плоскости стены или же конструктивного — для усиления стены, как контрфорсы. Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры[1].

Говоря об использовании пилястр Леоном Баттистой Альберти, которые тот вновь ввел в архитектуру, Рудольф Виттковер (англ.)русск. писал: «Пилястра — это логическое преобразование колонны в украшение. Её можно считать сплюснутой колонной, которая потеряла свою трехмерность и тактильную ценность»[2].

Так же как и колонна, пилястра может иметь гладкую или рифлёную поверхность и может быть представлена в любом архитектурном стиле. Появившись впервые в зданиях древнегреческой и римской культуры, пилястры продолжают встречаться и в творениях нового времени. Во времена ренессанса и барокко архитекторы использовали самые различные вариации пилястр[3]. Примечательны пилястры в большом ордере, где они визуально объединяют несколько этажей.

Мебельные пилястры и колонны

Пилястры – узкие вертикальные декоративные накладки с объемным узором. Обычно ими украшают пространство между дверцами; между мебельными модулями; кухонные порталы; фасады раздвижных шкафов в классическом стиле.

Пилястры изготавливают из дерева и МДФ. Их задняя сторона всегда плоская, и ею они крепятся к мебельному коробу. Лицевая часть пилястра богато украшена: резьба, фрезеровки, лакирование, патина, позолота. Пилястры часто сочетают с богато украшенными навершиями (как и колонны).

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Читайте также:  Внешняя отделка каркасного дома: какие существуют варианты

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Архитектурные стили архаичного периода

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

  • Древнего Египта,
  • Египетских пирамидах,
  • храмах.

От Л до Н

Лепнина – всем хорошо знакомые рельефные и фигурные украшения, которые также часто используют для украшения фасадов зданий и интерьеров квартир. Материалами для них обычно служат гипс, бетон, штукатурка или набравший в последнее время невероятную популярность полиуретан.

Модульон или модильон – является частью ордерной архитектуры и представляет собой кронштейн, поддерживающий вынесенную плиту. Правда, в некоторых случаях он выполняет чисто декоративную функцию. С нижней стороны он украшается акантовым листом.

Наличник – обрамляет дверь или окно и выполнен в виде фигурных планок, которые прикладываются к стене. Резной наличник обычно выполнен из дерева и богато украшен резьбой. Помимо декоративности у наличника есть и функциональное назначение – закрывать щель между дверной или оконной коробкой и стеной.

Ниша – один из самых известных широкому кругу людей архитектурных элементов, представляющих собой углубление в стене различных форм. В ниши часто помещают вазы, статуи и прочие декоративные элементы. Также в ниши встраивают шкафы. Полукруглая ниша называется экседрой.

Сталинский ампир

Разумеется, история декоративной лепнины, как и история отечественной архитектуры в целом, не была закончена с крушением Российской империи. В качестве причины полного экономического краха выступает Первая мировая война, к 1916-му году строительство было остановлено практически во всей стране – в это время было не до строения новых домов и, тем более, не до их декорирования. Разруха, оставшаяся после Первой мировой войны и последовавшей за ней гражданской, была преодолена лишь в начале 1920-х годов. Но реалии Страны Советов были уже совсем другими. Теперь наступило время архитектурного авангарда – эпохи рационализма и конструктивизма. Та холодная и предельно рационалистичная архитектура полностью избавилась от любых “излишеств”, в том числе и от лепного декора. Но длилась эта эпоха крайне недолго.

Читайте также:  Какой пеноплекс выбрать для утепления стен снаружи частного дома

Постепенно СССР становился одной из наиболее мощных держав мира, на глазах обретавшей имперское величие, требовавшее воплощения соответствующими архитектурными методами. По этой причине с 1932-го года любые не конструктивистские проекты не подлежали рассмотрению – советская архитектура резко претерпела практически полный переход к монументальному классицизму. Принятый в 1932-м году проект Дворца Советов, так и неосуществленный, но незабываемый, стал своеобразным рубежом отсчета ампира – сталинского классицизма. На месте храма Христа Спасителя планировалось строительство 415-метрового сооружения, над вершиной которого должна была возноситься в облака восьмидесятиметровая статуя Ленина.

Сталинский ампир

Теперь стиль любой официальной архитектуры должен был определяться стилем Дворца Советов. Этот проект объединил в себе максимальную парадность и демонстрирование государственного величия. Пышные колонны, барельефы с изображениями государственной символики в сочетании с массивными резными карнизами, пышными колоннами, картушами, венками, акантами и розетками – такое возвращение декоративной лепнины стало действительно триумфальным. И уже в 1940-1950-х московские высотки и архитектура метро нагляднее всего отображали стиль советской империи.

Точкой в этом торжестве стала банальная экономика. Громадные материальные потери, понесенные Советским Союзом во второй мировой войне, не позволяли государству подобных расходов. Время сталинского ампира резко сошло на нет, финальным этапом стало постановление ЦК КПСС и Совмина в 1955-м году “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве ”.

Позже под давлением председателя Совета Министров Никиты Хрущева декоративная лепнина, как фасадная, так и интерьерная, была признана церковностью и попросту пережитком прошлого. А потому в составные нового социалистического строительства она не вошла. Интересно, что после первого же решения партии архитекторы поспешно принялись убирать различные декоративные элементы, в том числе и декоративную лепнину из проектов зданий. Изменилась ситуация лишь в конце XX века, когда российская архитектура, и Россия в целом, наконец обрела свободу.

Сталинский ампир