Выбираем отвертку — на что обратить внимание?

Одним из незаменимых инструментов в наборе автомеханика является динамометрический ключ для автомобиля, представляющий собой гаечную головку с рычагом и встроенным динамометром. Он предназначен для затягивания гаек и болтов на резьбовых соединениях, требующих дозированного усилия затяжки. Ключ может применяться не только в ремонте и обслуживании автомобилей, но и в сборке автоматов, роботизированной техники, промышленном оборудовании.

 Конструкция динамометрического ключа для автомобиля

Устройство динамометрического ключа

Производители инструментов выпускают различные виды гаечных ключей с динамометром, которые при всём при этом состоят из следующих общих для них деталей:

  • затяжной ручки-корпуса с головкой для крепления насадки;
  • съёмная насадка в виде трещотки или динамометрического прибора;
  • одно, двух или трёх позиционного фиксатора насадки;
  • торсионного или пружинного механизма с измерительной шкалой для индикации или установки прилагаемого усилия;
  • регулировочной ручки с фиксатором для установки заданного усилия в ключах предельного типа.
 Конструкция динамометрического ключа для автомобиля

Автомобильные динамометрические ключи различаются по размерам рычага, создающего максимально прилагаемое усилие, и размеру квадрата для сменной головки. Так, по пределам установки затяжного усилия производятся ключи с пределами, начиная от 5 до 25 Нм и заканчивая от 140 до 2000 Нм. По конструкции и принципу работы на российском рынке инструментов встречаются следующие виды динамометрических ключей.

Видео: Динамометрический Ключ. Как Он Работает?

Четыре основных типа динамометрических ключей

Предельный (щелчковый)

Рукоять оснащена регулировочным механизмом с основной и вспомогательной шкалами, которые настраиваются по прилагаемой к прибору инструкцией. В продаже можно найти и аналоги с упрощенной регулировкой.

Стрелочный

Цифровой

Цифровой ключ имеет цифровую индикацию и массу полезных дополнительных качеств. К ним относятся:

  • память, встроенная по умолчанию в прибор;
  • множество настроек;
  • возможность подсоединения к персональному компьютеру с последующей калибровкой;
  • память о дате, времени, марке автомашины;
  • счетчик использования оборотов ключа;
  • вибрационный/звуковой сигналы для контроля за проведением работы.

Ключ-адаптер

Советы по выбору отверток

  • Долговечность инструмента во многом определяется качеством применяющихся при производстве материалов. Наиболее прочными считаются стержни из легированной стали, содержащей молибден и кремний.
  • Что касается наконечников, лучше выбирать инструменты с оксидированным жалом. Воронение не только придает изделию черный цвет, но и повышает устойчивость к коррозии, а также улучшает сцепление.
  • Если планируется работать с мелкими элементами, обратите внимание на модели с магнитными наконечниками, помогающими удержать небольшие металлические детали.
  • Также важно обращать внимание на маркировку инструментов. Кроме указания на тип шлица она содержит информацию о размере изделия и совместимого крепежного элемента. Например, крестовые отвертки №0, имеющие стержни диаметром 4 мм и длиной до 80 мм, подходят для винтов с диаметром наружной резьбы до 2 мм.

Область применения

К выбору отвертки необходимо подходить так, чтобы она регулярно применялась. Правильно это сделать можно при условии, если знаешь, какой тип, в какой сфере популярен. Например, при закисших или прикипевших элементах соединения можно применить ударную отвертку. Внутри рукоятки такого изделия есть механизм, который при ударе преобразуется во вращательное движение, таким образом, смещая крепеж на небольшое расстояние и делая соединение слабее.

Область применения

Выбрать аккумуляторную отвертку целесообразно для тех, чья работа связана с постоянным закручиванием саморезов, так как это позволит сэкономить физические силы работающего человека. Такая конструкция объединила в себе компактные размеры ручной модели и продуктивность шуруповерта. Применяется при длительных работах в мебельной и автомобильной сфере. Например, установить или снять определенный элемент в автомобиле или собрать/разобрать мебель.

Читайте также:  Садовый измельчитель веток

Еще есть так называемая отвертка-тестер. Выбор такого специализированного приспособления важен для поиска фазы в электрической сети. Ее еще называют индикаторной, так как в рукоятке приспособления находится индикатор, который загорается, если наконечником прикоснуться к токоведущим частям.

Область применения

Также существует диэлектрическая отвертка, с помощью которой можно работать под напряжением. Этот тип конструкции подойдет для электриков.

Также рекомендуем просмотреть видео, на котором эксперты рассматривают различные варианты исполнения отверток и высказывают свое мнение о том, как выбрать подходящую модель:

Область применения

Теперь вы знаете, как выбрать отвертку и какая лучше для разных работ. Надеемся, предоставленные советы были для вас полезными и помогли в выборе подходящего инструмента!

Рекомендуем также прочитать:

Область применения
  • Как выбрать шуруповерт для дома
  • Какие инструменты должны быть у электрика
  • Как сделать паяльник своими руками

Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом

Индикаторные приборы не вызывают сложностей. Вы просто читаете показания, и видите крутящий момент. А вот щелчковый механизм требует привыкания и правильного понимания разметки шкалы. Грубые показания нанесены на неподвижный стержень рукоятки. Точные деления на поворотной части.

На иллюстрации изображены метки в 98 Nm и 2 Nm (на поворотной ручке). Значения складываются: итоговый показатель – 100 Nm. Чтобы протянуть таким динамометрическим ключом болты колес автомобиля (например, значение 120 Nm), необходимо выставить 112 Nm на неподвижной рукоятке и 8 Nm на поворотной части.

Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом

Если понять общий принцип, пользоваться инструментом будет удобно.

Существуют различные варианты исполнения разметки:

При этом для всех типов рукояток есть общее правило: на торце откручивается стопорное колесико, производится установка значения, после чего крепление механизма снова затягивается. Большинство динамометрических ключей такого типа, устроены еще проще.

Прокручивания трещотки не происходит, вы просто слышите громкий щелчок. Принципиально, это ничего не меняет: просто после характерного звука следует прекратить затяжку.

Моменты затяжки болтов и гаек указываются в инструкциях по ремонту и обслуживанию автомобиля. Таблица не универсальна: крепеж с одинаковой метрической размерностью, на различных узлах может иметь разные показатели.

Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом

Даже усилие затяжки колесных болтов на автомобилях одного производителя (собранных на одной платформе) может отличаться. Например, Volkswagen Passat – 120 Nm, а одноплатформенный Volkswagen Sharan – 170 Nm.

Крайне желательно соблюдать заводские установки, иначе можно повредить узлы и детали. Но бывают ситуации, когда информация не доступна. В таких случаях поможет таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Электронные динамометрические отвертки

Динамометрическая отвертка Tohnichi RTDLS / RNTDLS Тип: электронная Вид: с защитой от ошибки Момент: 20-500 сНм Погрешность: ±3% c функцией передачи данных

35 849p

Динамометрическая отвертка Tohnichi RTDFH / RNTDFH Тип: электронная Вид: с защитой от ошибки Момент: 20-500 сНм Погрешность: ±3% c функцией передачи данных

По запросу

Динамометрическая отвертка Tohnichi STC2 / STC2-G Тип: индикаторная Вид: электронная Момент: 10-400 сНм Погрешность: ±1% c функцией передачи данных

134 876p

Зачем нужен динамо-метрический ключ?

Сила есть… а динамометрический ключ все равно нужен. Зачем? – Об этом стоит поговорить подробнее.

В обыденной жизни колесные болты принято закручивать «по Высоцкому» надеясь лишь на силу рук… А чтобы было наверняка, да покрепче, баллонный ключ можно нарастить трубой и поднажать еще.

Но потом, когда понадобится открутить завернутые от души болты, сделать это оказывается если и возможно, то весьма трудно и проблематично – колесные болты упорно не хотят откручиваться, не смотря на все прилагаемые усилия и увещевания.

Читайте также:  Как избавиться от травы между тротуарной плиткой: эффективные способы

Почему колесные болты не желают откручиваться? Скорее всего, в результате неконтролируемого приложения усилия при затяжке болтов, произошло сминание конуса резьбы на колесном болте или продавливание конуса на ступице. Перетяжка резьбового соединения приводит к срыву резьбы и преждевременному выходу из строя деталей резьбового соединения.

Перетяжка резьбы – это однозначно плохо. Но и недотянутые болты или гайки, тоже могут привести к возникновению аварийной ситуации. Где же выход? – А выход в использовании динамометрического ключа!

Что дает использование динамометрического ключа?

Использование динамометрического ключа – это гарантия правильно затянутого соединения.

На практике использование динамометрического ключа ограничивается затяжкой наиболее ответственных резьбовых соединений при сборке двигателя.

Однако в любой инструкции по ремонту и обслуживанию автомобиля приводятся таблицы моментов затяжки, предписанных заводом-изготовителем. Там даются рекомендации буквально по всем резьбовым соединениям.

Элементарное соблюдение этих правил гарантирует безопасную эксплуатацию транспортного средства и долгий срок службы всех без исключения резьбовых соединений. Применение динамометрического ключа позволит забыть о таких неприятностях, как сорванная резьба или упорно не желающий откручиваться болт.

Совет

Некоторые рекомендуют применять динамометрические ключи лишь тогда, когда используются дорогие компоненты, а к качеству и надежности ремонта предъявляются повышенные требования. Вряд ли с такими рекомендациями можно согласиться – ведь в конечном итоге от качества сборки того или иного резьбового соединения в автомобиле или мотоцикле зависит ваша безопасность, а иногда и жизнь…

Какой динамометрический ключ выбрать?

Есть разные конструкции динамометрических ключей, но наиболее распространены динамометрические ключи предельного типа со щелчком.

Это наиболее удобные, универсальные и часто используемые динамометрические ключи, как профессиональными механиками, так и гаражными умельцами, и рядовыми автолюбителями. Необходимый момент затяжки изначально задается на шкале ключа и при его достижении раздается характерный щелчок. Наличие такого звукового индикатора позволяет контролировать заданную затяжку резьбового соединения.

Выбирая динамометрический ключ надо учитывать доступный диапазон моментов затяжки. Для автодела, как правило, все виды работ находятся в диапазоне затяжки от 40 до 210 Нм.

Перед началом работы с динамометрическим ключом настоятельно рекомендуется познакомиться с инструкцией по применению.

Что можно посоветовать?

Новинку от ANMAX! Компания представила на российском рынке динамометрический ключ собственной оригинальной разработки.

Премьера прошла удачно и вот почему. Динамометрический ключ усиленный предельный, щелчкового типа от ANMAXвыгодно отличается от своих предшественников рядом конструктивных особенностей.

В первую очередь необходимо отметить собственную разработку ANMAX – усиленный трещоточный механизм – количество шагов 19 – который специально разработан для динамометрических предельных ключей щелчкового типа.

Механизм регулировки предельного момента отличается высокой точностью – погрешность в пределах всего 0,3% — 0,8%, – а также высокой плавностью регулировки.

Инструмент удобен, практичен, с оптимальным диапазоном моментов затяжки – от 42 до 210 Нм, – что охватывает практически все виды работ, связанные с ремонтом и обслуживанием автомобильной техники.

Обратите внимание

Важно и то, что на момент вывода новинки на рынок для российских автомобилистов сделано весьма выгодное предложение – высокое качество динамометрического ключа от ANMAX предлагается по весьма привлекательной цене!

Технические характеристики:

●   Пределы диапазона усилий — 42-210Нм ●   Количество шагов трещоточного механизма — 19 шагов ●   Калибровка DIN ISO 6789 & ASME B ●   Типоразмер присоединительного квадрата — 1/2« ●   Переключатель направления вращения — флажкового типа ●   Погрешность — 0,3% — 0,8%

●   Материал корпуса — сталь 40 ХФА с твердостью 48,5-50,2 HRC

Значения усилий затяжки для различных типов болтов (таблица)

Для более удобного и точного восприятия представлена таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Резьба Класс прочности, Нм Головка, мм
3.6 4.6 5.8 6.8 8.8 9.8 10.9 12.9
М5 3.8 10.3 8
М6 10.5 11.8 14.7 17.7 10
М8 15.8 19 25.3 28.4 35.5 42.7 13
М10 14.3 19.1 31.8 38.1 50.8 57.2 71.5 85.8 17
М12 24.4 32.6 54.3 65.1 86.9 97.7 122 147 19
М14 39 52 86.6 104 139 156 195 234 22
М16 59.9 79.9 133 160 213 240 299 359 24
М18 82.5 110 183 220 293 330 413 495 27
М20 117 156 260 312 416 468 585 702 30
М22 158 211 352 422 563 634 792 950 32
М24 202 270 449 539 719 809 1011 1213 36

Также представим таблицу момента затяжки для дюймовых видов резьб по стандарту, который применяется в Соединенных Штатах.

Дюймы Нм Фунт
1/4 12±3 9±2
5/16 25±6 18±4.5
3/8 47±9 35±7
7/16 70±15 50±11
1/2 105±20 75±15
9/16 160±30 120±20
5/8 215±40 160±30
3/4 370±50 275±37
7/8 620±80 460±60

Универсальная таблица затяжки болтов

Резьба/шаг мм Класс прочности 4.6 5.8 8.8 10.9 12.9 5/0.8 2,1 3,5 5,5 7,8 9,3 6/1.0 3,6 5,9 9,4 13,4 16,3 8/ 8,5 14,4 23,0 31,7 38,4 10/1.5 16,3 27,8 45,1 62,4 75,8 12/ 28,8 49,0 77,8 109,4 130,6 14/2.0 46,1 76,8 122,9 173,8 208,3 16/2.0 71,0 118,1 189,1 265,9 319,7 18/2.5 98,9 165,1 264,0 370,6 444,5 20/2.5 138,2 230,4 369,6 519,4 623,0 22/2.5 186,2 311,0 497,3 698,9 839,0 24/3.0 239,0 399,4 638,4 897,6 1075,2 27/3.0 345,6 576,0 922,6 1296,0 1555,2 30/3.5 472,3 786,2 1257,6 1766,4 2121,6 33/3.5 636,5 1056,0 1699,2 2380,8 2860,8 36/4.0 820,8 1363,2 2188,8 3081,6 3696,0 39/4.0 1056,0 1756,8 . 3955,2 4742,4

Зависимость указана не только от диаметра и шага резьбы. Одна из важных характеристик – класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к срыву как минимум резьбы, а как максимум – головки болта (стержня шпильки).

Использовать этот справочник при монтаже узлов и деталей автомобиля, и тем более колесных дисков – недопустимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, связаны не только с прочностью болтов.

Пострадать может геометрия детали, герметичность прокладки. Изменятся условия работы подшипников, сальников.

Порядок затяжки ГБЦ динамометрическим ключом

Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) — важный процесс, который определяет работу двигателя и автомобиля. А затяжка ГБЦ – это один из ключевых моментов общего ремонта узла. От качественной и правильной затяжки головки блока цилиндров зависит надежная, правильная и экономная работа мотора.

На что влияет затяжка головки блока цилиндров

Порядок затяжки ГБЦ динамометрическим ключом

Подобную работу (затяжку) делают, когда проводят обратный процесс по сборке мотора автомобиля. И то, насколько правильно, надежно и крепко затянуты болты головки блока цилиндров, может сильно повлиять на работу камеры сгорания, газораспределительного механизма и мотора в целом.

В случае, если головка блока цилиндров затянута неправильно, или не в той последовательности, или слабо, это может повлечь за собой пробитие прокладки, которая устанавливается между ГБЦ и блоком цилиндров. После повреждения прокладки последствия трудно предсказать правильно. Чаще всего после такого вода из системы охлаждения попадает в моторное масло. Получается эмульсия, которая намного хуже моторного масла смазывает детали двигателя, а потому мотор может быстро «заклинить».